Щитовое оборудование: ЭлКомМакс
Консультации и заказ по телефону:
+7 (495) 790-17-37
Время работы: с 9 до 18 часов, понед. – пятн.
Преобразователи частоты

Крановщиков оснастили джойстиками

Преобразователь частоты на кране

На вопросы отвечал заместитель технического директора ООО «Стройбезопасность», Ефремов Виталий Сергеевич.

Как вы познакомились с продукцией Веспер?

В.С. — Cлучайно. Когда встал вопрос, что нам придется заниматься частотным приводом, то в Яндексе по запросу «частотные преобразователи» увидели «Веспер». Сотрудничество длится уже года полтора, довольны и пока коней на переправе менять не собираемся. Хотя сейчас частотники — тема модная, многие компании, особенно после выставок, звонят и настойчиво предлагают. Но, как говорится, от добра добра не ищут. Пока в продукции Веспер все устраивает.

Какие мощности у вас используются?

В.С. — В основном до 100 кВт. Наиболее мощные моторы, которые мы переводили на частотный привод — 96 кВт. Cейчас cмотрим больше в сторону портальных кранов, там мощности немного другие, электроустановочная мощность одного крана превышает 500 кВт, из которых добрая половина приходится на грузовые двигатели. Мощность грузовой лебедки составляет порядка 260 кВт.

Что дает применение частотных преобразователей?

В.С. — Есть специфика эксплуатации подъемных машин. Чем серьезней подъемный механизм — кран или таль, тем дороже стоит его простой. Кто знаком с эксплуатацией этих механизмов, прекрасно понимает, что такое дуга при размыкании пускателя на двигателе мощностью 130 кВт. Как правило, к этому механизму прикомандирован штатный электрик, который в перерывах между подъемами чистит контакты, очищает дугогасительную камеру и прочее. Броски тока сумасшедшие, отсюда все трудности. Вплоть до того, что для портальных кранов это может быть отдельная электроподстанция с 10 кВ на 380 В на каждый кран. Что дают частотники? Первое — отсутствие пусковых бросков тока. На самом деле, это не только электроэнергия, но еще отсутствие ударных моментов на запуске механизмов. Для примера, вал 160-киловатного двигателя имеет диаметр порядка 160 мм, в нем стоит шпонка 50х35 мм и зачастую при пуске ее «обрезает». Хорошо если дело ограничится шпонкой, а бывает, что лопается полумуфта, либо шестерня первичного редуктора, которая установлена на валу двигателя. В этом случае ремонт занимает один рабочий день. А механизмы такие, что руками крышку редуктора не снимешь, она весит около 200 кг, нужно использовать другие подсобные механизмы. Трудозатраты огромные, поэтому выбор очевиден. Второй неоспоримый плюс — это возможность регулировать скорость. Причем возможность не только ее отрегулировать и выставить, но и возможность в зависимости от задач механизма менять эту скорость.

Частотники для управления краном

Вы говорили, что преобразователи частоты дают вам упрощение управления?

В.С. — В последнее время падает уровень подготовки и сознательности персонала, эксплуатирующего грузоподъемные механизмы. Приходится с этим жить. Так вот, в классической схеме управления краном есть такая замечательная вещь, как контртоки. И если у вас четыре положения контроллера «вверх» и «вниз», а вы из четвертого положения «дерните» контроллер в нижнее положение, то двигатель попросту сгорит. При этом взрывы бывают вполне «голливудских» масштабов: разрывает роторы, рвет обмотки, все это взрывается, сгорая с дымом и спецэффектами. Механической защиты от дурака здесь просто не существует. Все держится на сознательности крановщика и правильности его действий. Преобразователь частоты снимает эти вопросы, так как можно запрограммировать изменение скорости привода. Плюс также в том, что нет необходимости тащить силовые провода от контроллера моторного управления в кабине машиниста до шкафа с силовым приводом. Допустим, в случае с прямым управлением моторами зачастую невозможно применить пускатели, потому что пускатели больше чем на 600 А отечественная промышленность не выпускает. 600 А для такого мотора — это практически номинальный ток. Поэтому непосредственно контроллером замыкаются силовые контакты. Можете себе представить объем кабелей, которые идут в кабину крановщика.

Их просто не уместить в сечение 200-литровой бочки. А так мы обходимся одним тоненьким семижильным проводочком, который запросто меняется и дешево стоит. Все еще серьезней, когда дело касается 6 кВт моторов. Там немного другая схема: повышающий трансформатор и прочее. Мы используем преобразователи частоты как раз с целью уйти от больших кабелей, потому что мощности и сечения проводов получаются огромные. Затруднен монтаж и эксплуатация. К тому же метр кабеля 4х250 стоит 5000 рублей, со временем на нем разрушается изоляция и кабель требуется заменить. А такие кабели еще и негде взять, никто на складах их не держит. А пока мы ждем, механизм стоит... все опять упирается в деньги. Эти эксплутационные затраты сразу может и не видны, но потом они вылезают постоянно. Частотники такие вопросы закрывают.

Поломки бывают?

В.С. — Несмотря на то, что преобразователей частоты было поставлено уже около сотни, отказов и поломок за полтора года не было. Качество электропитания у нас сильно далеко от идеального, но работают они хорошо, выходов из строя самого частотника не было. Были ошибки логического характера, например, «слет» управляющей программы. Но, как правило, это решается переконфигурацией преобразователя частоты на месте.

А у вас только подъемное оборудование?

В.С. — Да, только подъемное. Хотя наметилась хорошая тенденция. Владельцы подъемных механизмов, увидев, как это хорошо и просто работает на кранах, обращаются за разработкой проектов перевода и другого промышленного оборудования.

Какие модели преобразователей частоты используете?

В.С. — Используем в основном три серии: 8300, 9100 и 9011 для грузовых приводов. Подъемное оборудование достаточно специфично в плане условий пуска. Например, насосный частотник не способен запустить грузовую лебедку, когда на крюке висит 40 тонн груза. Происходит срыв магнитного потока, и груз летит вниз. Для этой задачи необходим преобразователь частоты серии 9011, у которого есть опция первоначального подмагничивания. 9100-е используются в каналах перемещения тележек кранов, самих кранов и прочее. Там нам необходим высокий пусковой момент для того, чтобы преодолеть инерцию, но в тоже время там нет сопротивления вращению двигателя, он не пытается крутиться в обратную сторону при пуске.